В предыдущих статьях, я подробно описывала идеалы, которые характеризует научное сообщество. Согласно этому идеалу, основное внимание в научном дискурсе должно уделяться прежде всего содержанию: гипотезам, которые разрабатывают ученые; эмпирическим данным, которые они собрали; и экспериментальным стратегиям, которые они разработали для добычи дополнительной информации о нашем мире. Все эти аспекты становятся центральными, в то время как персональные характеристики ученых или конкретные детали их биографии остаются в стороне.
Эти идеалы, который социолог науки Роберт К. Мертон назвал "нормой универсализма", подчеркивает, что в научном исследовании приоритет отдается объективным и проверяемым знаниям. Это означает, что каждая гипотеза или теория, независимо от того, кто ее предложил, должна быть взвешена и оценена на основе ее научных заслуг, а не на основе авторитета или положения того, кто ее выдвинул. Такой подход способствует более объективному и беспристрастному научному анализу, где каждый ученый имеет возможность внести свой вклад в общий научный прогресс.
Идеалы действительно служат неким золотым стандартом, к которому мы стремимся, но их реализация в реальной жизни может быть сложной задачей. В научном сообществе, несмотря на принцип анонимного рецензирования, действительно существуют дискуссии, где личность ученого может играть значимую роль, наряду с самим научным содержанием его работы.
Ученые, обучавшиеся у ведущих специалистов в своей области или работающие в престижных и хорошо финансируемых университетах, могут иметь определенные преимущества в научном дискурсе. Также большой вес имеют ученые, опубликовавшие результаты, которые радикально изменили наше понимание определенных явлений, или те, кто был удостоен Нобелевской премии.
Эти факторы, такие как репутация, место работы и предыдущие достижения, могут влиять на восприятие и оценку научных идей и результатов, представленных ученым. Они могут служить дополнительными "подсказками" о качестве и достоверности научного утверждения, хотя идеально в научном методе основное внимание должно уделяться объективности, логике и доказательствам, представленным в поддержку научного утверждения.
В научном сообществе существует множество ученых, которые, возможно, не имеют широкой известности или "звездного статуса", но вносят значительный вклад в развитие науки, выполняя тщательные исследования и расширяя наши знания в различных областях. Эти ученые, работающие в тени, часто мотивированы чистым стремлением к познанию и желанием решать сложные научные проблемы, не обращая особого внимания на признание и похвалу со стороны.
Они могут чувствовать себя частью огромного коллектива единомышленников, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общую картину научного прогресса. Для многих из них сам процесс исследования и возможность участвовать в создании новых знаний являются основной мотивацией, и они не стремятся к широкому признанию или известности в своей области.
Эта скромность и преданность науке помогают поддерживать интеллектуальную честность и обогащают научный дискурс, делая его более разнообразным и многогранным. Такие ученые часто оказываются невидимыми героями научного прогресса, тихо продвигая границы нашего понимания мира.
Внутри научного сообщества ученые часто воспринимают себя как часть коллективного усилия, направленного на расширение границ знаний, где каждый участник ценится за свой вклад, но не обязательно стремится к индивидуальному величию или признанию.
В глазах общества, не имеющего глубокого понимания внутренних механизмов научного исследования, любой ученый может быть воспринят как авторитет или "звезда", представляющая собой весь мир науки. Это может быть связано с общим уважением к научному методу и доверием к научному сообществу как источнику надежных и обоснованных знаний.
Такое восприятие может привести к тому, что ученым придется нести дополнительную ответственность за представление и объяснение научных идей и открытий широкой публике, а также за поддержание доверия и интереса к науке среди общества. Это также подчеркивает важность коммуникации между учеными и обществом, чтобы обеспечить более точное и сбалансированное восприятие науки и ее роли в обществе.
Мертон, в своем описании нормы бескорыстия в науке, подчеркивает, что ученые, по идеалу, должны быть мотивированы стремлением к расширению и глубокому пониманию знаний, а не персональной выгодой или признанием. Эта концепция бескорыстия подразумевает, что научные исследования и открытия должны проводиться с целью способствовать общему благу и расширению научного знания, а не для личного обогащения или увеличения статуса.
Сравнивая ученых с экспертами в других областях, Мертон подчеркивает, что ученые должны избегать использования своего авторитета или знаний для личной выгоды или манипулирования другими. Вместо этого, они должны стремиться поддерживать прозрачность, честность и объективность в своей работе, обеспечивая, чтобы их исследования и выводы были тщательно обоснованы и открыты для критического анализа и обсуждения со стороны других ученых и общества в целом.
Эта идея также подчеркивает важность этических норм и профессиональной ответственности в научном сообществе, где ученые должны быть преданы поддержанию высоких стандартов честности в своей работе, чтобы обеспечить доверие и уважение со стороны общества и своих коллег.
Ученые, активно участвующие в научном сообществе, не могут полагаться только на свой статус или авторитет для получения преимуществ. В этой среде попытки доминировать или унижать коллег, используя свои знания или позицию, не приведут к продуктивности или долгосрочным успехам. В научном сообществе приоритет отдается вкладу каждого ученого в общий объем научных знаний и продвижению исследовательских идей.
Утверждения ученых оцениваются на основе их научного содержания, логической последовательности и способности вносить вклад в научный дискурс, а не на основе их статуса или репутации. Стремление ученых к доминированию или самопродвижению за счет коллег не приносит дополнительной ценности научному сообществу и не способствует развитию научных знаний. Напротив, ученые должны стремиться к сотрудничеству, открытому обмену идеями и критическому, но уважительному анализу исследований и идей коллег, чтобы коллективно способствовать научному прогрессу.
Мертон описал ситуации, в которых добросовестность сообщества науки использовалась в ненаучных целях:
Наука реализует свои требования. Однако его авторитет может быть и присваивается в корыстных целях именно потому, что миряне часто не в состоянии отличить ложные претензии на такой авторитет от подлинных. Предположительно научные заявления представителей тоталитаризма по вопросам расы, экономики или истории предназначены для необразованных мирян того же порядка, что и газетные сообщения о расширяющейся Вселенной или волновой механике. В обоих случаях они не могут быть проверены обывателем и в обоих случаях могут противоречить здравому смыслу. Во всяком случае, мифы будут казаться более правдоподобными и, безусловно, более понятными для широкой публики, чем признанные научные теории, поскольку они ближе к здравому смыслу и культурным предубеждениям. Таким образом, отчасти в результате научных достижений население в целом становится восприимчивым к новому мистицизму, выраженному в явно научных терминах. Заимствованный престиж науки придает престиж ненаучному учению. (с. 277))
Успех науки, основанный на концентрированном опыте научного сообщества, влечет за собой риск, чтоте, кто находится за его пределами, могут безоговорочно принимать "научные" утверждения. Не имея способности самостоятельно оценить их достоверность, непрофессионалы могут легко стать жертвами мошенников, выдающих себя за ученых, которые, вместо того чтобы быть преданными фактам, как это делают настоящие ученые, искажают информацию для достижения своих собственных целей.
Эта ситуация представляет собой значительную проблему не только для общества, но и для научного сообщества. Для общества это создает риск недостоверной информации и распространения ложных утверждений, выдаваемых за научные. Для научного сообщества это подрывает доверие к науке и ученым, ослабляя авторитет и ценность научных исследований и выводов.
Если человек, не обладающий научной экспертизой, сталкивается с задачей оценки достоверности предполагаемого научного утверждения (например, подкреплено ли оно эмпирическими данными), он оказывается перед выбором: принять это утверждение, опираясь на авторитет лица, утверждающего, что он является ученым (что поднимает дополнительный вопрос о том, какие критерии должен использовать неспециалист для оценки "учености" этого человека — какие документы или квалификации должен предъявить человек в лабораторном халате, чтобы его признали настоящим ученым?), или отвергнуть все утверждения, выдаваемые за научные, и сохранить скептицизм по отношению к ним.
В этом контексте метка "Наука" на утверждении может казаться либо гарантией его качества и достоверности, либо, наоборот, нести минимум полезной информации, аналогично рекламным слоганам типа "Теперь с жожоба!", которые не добавляют уверенности в качестве продукта. Это подчеркивает сложность и важность критического подхода к оценке информации и источников, особенно в научной сфере, где специализированные знания и экспертиза играют ключевую роль.
Если рекламные ролики и коммерческие веб-сайты, которые мы видим ночью, служат нам каким-либо указателем, то, похоже, нет строгих законов или регуляций, касающихся использования термина "наука" в маркетинговых и рекламных кампаниях, ориентированных на массового потребителя. Это создает пространство для злоупотреблений, где утверждения, сделанные лицом в белом лабораторном халате, которые якобы подкреплены "научными" данными или исследованиями, могут на самом деле не иметь научной основы или признания со стороны широкого научного сообщества.
Возможно, что утверждения, представленные как "научные", могут быть введены в заблуждение или даже обманчивы, если они не подкреплены реальными научными исследованиями или не получили признания и подтверждения от ученых и экспертов в соответствующей области. Это подчеркивает важность критического мышления и осторожного подхода при оценке таких утверждений и источников информации.
Проблема, с которой сталкиваются ученые в контексте общества, действительно сложная и многоаспектная.
С одной стороны, ученые стремятся быть частью общества, влияя на него через свои открытия и исследования, которые могут напрямую влиять на принятие общественных и государственных решений. Например, в вопросах здравоохранения, инфраструктуры и устойчивого использования природных ресурсов, научные данные и открытия могут играть ключевую роль в формировании эффективных и обоснованных стратегий и политик.
С другой стороны, есть риск, что некоторые индивиды или группы могут злоупотребить "научным" статусом или авторитетом, представляя сомнительные утверждения или данные как научно обоснованные, что может ввести в заблуждение общественность и принимающих решения. Это может подорвать доверие к научному сообществу в целом и затруднить использование научных данных для обоснования и реализации политик и стратегий.
Ученые сталкиваются с задачей не только продвигать и защищать научные знания, но и бороться с дезинформацией и злоупотреблением научного авторитета, чтобы поддерживать доверие и уважение к науке в обществе.
Проблема доверия к науке и ученым в демократическом обществе действительно является сложным вопросом. Если общество не может различать настоящих ученых от тех, кто злоупотребляет научным статусом для собственной выгоды или мошенничества, это может привести к распространению дезинформации и недоверию к научному сообществу в целом.
Важно стремиться к обществу, в котором наука уважаема, а ученые доверяют и используют свои знания для продвижения общественного блага и принятия обоснованных решений.
В демократическом обществе, где наука и ее применение играют ключевую роль в формировании политик и стратегий, возможность различать настоящую науку от фальшивых утверждений становится критически важной. Если политики и законодатели имеют средства для различения подлинных научных утверждений от фальшивых, это может помочь в принятии обоснованных и эффективных решений. Даже при наличии таких средств, проблемы могут возникнуть, если общественность не способна достоверно определять, кто является настоящим ученым, а кто - мошенником.
Это недоверие со стороны общественности может привести к тому, что люди будут сомневаться в мотивах и намерениях ученых, подозревая их в стремлении использовать свои знания для личной выгоды или манипуляции. Такое предположение может основываться на отсутствии ясности в репутации ученых, их научных достижениях и вкладе в научное сообщество.
В свою очередь это может отразиться на политических решениях и стратегиях, так как политики, стремящиеся удовлетворить потребности и ожидания граждан, могут быть вынуждены учитывать это недоверие при формировании политик, связанных с наукой и технологиями. Таким образом, для укрепления доверия к науке и ученым необходимо работать над прозрачностью, открытостью и образованием, чтобы обеспечить возможность общественности делать обоснованные суждения о научных утверждениях и их авторах.
Как отличить науку от лженауки
Именитость авторов при оценке их научных работ I
Именитость авторов при оценке их научных работ II
Научпоп: мост между наукой и обществом
Научный метод
Методология науки
Эти идеалы, который социолог науки Роберт К. Мертон назвал "нормой универсализма", подчеркивает, что в научном исследовании приоритет отдается объективным и проверяемым знаниям. Это означает, что каждая гипотеза или теория, независимо от того, кто ее предложил, должна быть взвешена и оценена на основе ее научных заслуг, а не на основе авторитета или положения того, кто ее выдвинул. Такой подход способствует более объективному и беспристрастному научному анализу, где каждый ученый имеет возможность внести свой вклад в общий научный прогресс.
Идеалы действительно служат неким золотым стандартом, к которому мы стремимся, но их реализация в реальной жизни может быть сложной задачей. В научном сообществе, несмотря на принцип анонимного рецензирования, действительно существуют дискуссии, где личность ученого может играть значимую роль, наряду с самим научным содержанием его работы.
Ученые, обучавшиеся у ведущих специалистов в своей области или работающие в престижных и хорошо финансируемых университетах, могут иметь определенные преимущества в научном дискурсе. Также большой вес имеют ученые, опубликовавшие результаты, которые радикально изменили наше понимание определенных явлений, или те, кто был удостоен Нобелевской премии.
Эти факторы, такие как репутация, место работы и предыдущие достижения, могут влиять на восприятие и оценку научных идей и результатов, представленных ученым. Они могут служить дополнительными "подсказками" о качестве и достоверности научного утверждения, хотя идеально в научном методе основное внимание должно уделяться объективности, логике и доказательствам, представленным в поддержку научного утверждения.
В научном сообществе существует множество ученых, которые, возможно, не имеют широкой известности или "звездного статуса", но вносят значительный вклад в развитие науки, выполняя тщательные исследования и расширяя наши знания в различных областях. Эти ученые, работающие в тени, часто мотивированы чистым стремлением к познанию и желанием решать сложные научные проблемы, не обращая особого внимания на признание и похвалу со стороны.
Они могут чувствовать себя частью огромного коллектива единомышленников, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общую картину научного прогресса. Для многих из них сам процесс исследования и возможность участвовать в создании новых знаний являются основной мотивацией, и они не стремятся к широкому признанию или известности в своей области.
Эта скромность и преданность науке помогают поддерживать интеллектуальную честность и обогащают научный дискурс, делая его более разнообразным и многогранным. Такие ученые часто оказываются невидимыми героями научного прогресса, тихо продвигая границы нашего понимания мира.
Внутри научного сообщества ученые часто воспринимают себя как часть коллективного усилия, направленного на расширение границ знаний, где каждый участник ценится за свой вклад, но не обязательно стремится к индивидуальному величию или признанию.
В глазах общества, не имеющего глубокого понимания внутренних механизмов научного исследования, любой ученый может быть воспринят как авторитет или "звезда", представляющая собой весь мир науки. Это может быть связано с общим уважением к научному методу и доверием к научному сообществу как источнику надежных и обоснованных знаний.
Такое восприятие может привести к тому, что ученым придется нести дополнительную ответственность за представление и объяснение научных идей и открытий широкой публике, а также за поддержание доверия и интереса к науке среди общества. Это также подчеркивает важность коммуникации между учеными и обществом, чтобы обеспечить более точное и сбалансированное восприятие науки и ее роли в обществе.
Мертон, в своем описании нормы бескорыстия в науке, подчеркивает, что ученые, по идеалу, должны быть мотивированы стремлением к расширению и глубокому пониманию знаний, а не персональной выгодой или признанием. Эта концепция бескорыстия подразумевает, что научные исследования и открытия должны проводиться с целью способствовать общему благу и расширению научного знания, а не для личного обогащения или увеличения статуса.
Сравнивая ученых с экспертами в других областях, Мертон подчеркивает, что ученые должны избегать использования своего авторитета или знаний для личной выгоды или манипулирования другими. Вместо этого, они должны стремиться поддерживать прозрачность, честность и объективность в своей работе, обеспечивая, чтобы их исследования и выводы были тщательно обоснованы и открыты для критического анализа и обсуждения со стороны других ученых и общества в целом.
Эта идея также подчеркивает важность этических норм и профессиональной ответственности в научном сообществе, где ученые должны быть преданы поддержанию высоких стандартов честности в своей работе, чтобы обеспечить доверие и уважение со стороны общества и своих коллег.
Ученые, активно участвующие в научном сообществе, не могут полагаться только на свой статус или авторитет для получения преимуществ. В этой среде попытки доминировать или унижать коллег, используя свои знания или позицию, не приведут к продуктивности или долгосрочным успехам. В научном сообществе приоритет отдается вкладу каждого ученого в общий объем научных знаний и продвижению исследовательских идей.
Утверждения ученых оцениваются на основе их научного содержания, логической последовательности и способности вносить вклад в научный дискурс, а не на основе их статуса или репутации. Стремление ученых к доминированию или самопродвижению за счет коллег не приносит дополнительной ценности научному сообществу и не способствует развитию научных знаний. Напротив, ученые должны стремиться к сотрудничеству, открытому обмену идеями и критическому, но уважительному анализу исследований и идей коллег, чтобы коллективно способствовать научному прогрессу.
Мертон описал ситуации, в которых добросовестность сообщества науки использовалась в ненаучных целях:
Наука реализует свои требования. Однако его авторитет может быть и присваивается в корыстных целях именно потому, что миряне часто не в состоянии отличить ложные претензии на такой авторитет от подлинных. Предположительно научные заявления представителей тоталитаризма по вопросам расы, экономики или истории предназначены для необразованных мирян того же порядка, что и газетные сообщения о расширяющейся Вселенной или волновой механике. В обоих случаях они не могут быть проверены обывателем и в обоих случаях могут противоречить здравому смыслу. Во всяком случае, мифы будут казаться более правдоподобными и, безусловно, более понятными для широкой публики, чем признанные научные теории, поскольку они ближе к здравому смыслу и культурным предубеждениям. Таким образом, отчасти в результате научных достижений население в целом становится восприимчивым к новому мистицизму, выраженному в явно научных терминах. Заимствованный престиж науки придает престиж ненаучному учению. (с. 277))
Успех науки, основанный на концентрированном опыте научного сообщества, влечет за собой риск, чтоте, кто находится за его пределами, могут безоговорочно принимать "научные" утверждения. Не имея способности самостоятельно оценить их достоверность, непрофессионалы могут легко стать жертвами мошенников, выдающих себя за ученых, которые, вместо того чтобы быть преданными фактам, как это делают настоящие ученые, искажают информацию для достижения своих собственных целей.
Эта ситуация представляет собой значительную проблему не только для общества, но и для научного сообщества. Для общества это создает риск недостоверной информации и распространения ложных утверждений, выдаваемых за научные. Для научного сообщества это подрывает доверие к науке и ученым, ослабляя авторитет и ценность научных исследований и выводов.
Если человек, не обладающий научной экспертизой, сталкивается с задачей оценки достоверности предполагаемого научного утверждения (например, подкреплено ли оно эмпирическими данными), он оказывается перед выбором: принять это утверждение, опираясь на авторитет лица, утверждающего, что он является ученым (что поднимает дополнительный вопрос о том, какие критерии должен использовать неспециалист для оценки "учености" этого человека — какие документы или квалификации должен предъявить человек в лабораторном халате, чтобы его признали настоящим ученым?), или отвергнуть все утверждения, выдаваемые за научные, и сохранить скептицизм по отношению к ним.
В этом контексте метка "Наука" на утверждении может казаться либо гарантией его качества и достоверности, либо, наоборот, нести минимум полезной информации, аналогично рекламным слоганам типа "Теперь с жожоба!", которые не добавляют уверенности в качестве продукта. Это подчеркивает сложность и важность критического подхода к оценке информации и источников, особенно в научной сфере, где специализированные знания и экспертиза играют ключевую роль.
Если рекламные ролики и коммерческие веб-сайты, которые мы видим ночью, служат нам каким-либо указателем, то, похоже, нет строгих законов или регуляций, касающихся использования термина "наука" в маркетинговых и рекламных кампаниях, ориентированных на массового потребителя. Это создает пространство для злоупотреблений, где утверждения, сделанные лицом в белом лабораторном халате, которые якобы подкреплены "научными" данными или исследованиями, могут на самом деле не иметь научной основы или признания со стороны широкого научного сообщества.
Возможно, что утверждения, представленные как "научные", могут быть введены в заблуждение или даже обманчивы, если они не подкреплены реальными научными исследованиями или не получили признания и подтверждения от ученых и экспертов в соответствующей области. Это подчеркивает важность критического мышления и осторожного подхода при оценке таких утверждений и источников информации.
Проблема, с которой сталкиваются ученые в контексте общества, действительно сложная и многоаспектная.
С одной стороны, ученые стремятся быть частью общества, влияя на него через свои открытия и исследования, которые могут напрямую влиять на принятие общественных и государственных решений. Например, в вопросах здравоохранения, инфраструктуры и устойчивого использования природных ресурсов, научные данные и открытия могут играть ключевую роль в формировании эффективных и обоснованных стратегий и политик.
С другой стороны, есть риск, что некоторые индивиды или группы могут злоупотребить "научным" статусом или авторитетом, представляя сомнительные утверждения или данные как научно обоснованные, что может ввести в заблуждение общественность и принимающих решения. Это может подорвать доверие к научному сообществу в целом и затруднить использование научных данных для обоснования и реализации политик и стратегий.
Ученые сталкиваются с задачей не только продвигать и защищать научные знания, но и бороться с дезинформацией и злоупотреблением научного авторитета, чтобы поддерживать доверие и уважение к науке в обществе.
Проблема доверия к науке и ученым в демократическом обществе действительно является сложным вопросом. Если общество не может различать настоящих ученых от тех, кто злоупотребляет научным статусом для собственной выгоды или мошенничества, это может привести к распространению дезинформации и недоверию к научному сообществу в целом.
- Общественное недоверие: Если люди не могут доверять ученым из-за страха перед мошенничеством или злоупотреблением, это может привести к отторжению научных данных и исследований, что, в свою очередь, может ослабить основу для разумного и обоснованного принятия решений в обществе и политике.
- Влияние на политику: Недоверие к ученым может также повлиять на то, как политики и законодатели взаимодействуют с научным сообществом и используют научные данные для формирования и реализации политик. Это может привести к принятию решений, которые не основаны на лучших доступных научных данных, и, следовательно, менее эффективны или даже вредны.
- Роль образования и просвещения: Одним из способов борьбы с этой проблемой может быть улучшение научного образования и просвещения, чтобы общество могло лучше понимать, что такое научный метод, и как оценивать научные утверждения и источники.
- Прозрачность и ответственность: Ученые и научные организации также могут работать над улучшением прозрачности и ответственности в своей работе, чтобы укрепить доверие со стороны общества и доказать, что их основная цель - продвижение знаний и общественного блага, а не собственные интересы.
Важно стремиться к обществу, в котором наука уважаема, а ученые доверяют и используют свои знания для продвижения общественного блага и принятия обоснованных решений.
В демократическом обществе, где наука и ее применение играют ключевую роль в формировании политик и стратегий, возможность различать настоящую науку от фальшивых утверждений становится критически важной. Если политики и законодатели имеют средства для различения подлинных научных утверждений от фальшивых, это может помочь в принятии обоснованных и эффективных решений. Даже при наличии таких средств, проблемы могут возникнуть, если общественность не способна достоверно определять, кто является настоящим ученым, а кто - мошенником.
Это недоверие со стороны общественности может привести к тому, что люди будут сомневаться в мотивах и намерениях ученых, подозревая их в стремлении использовать свои знания для личной выгоды или манипуляции. Такое предположение может основываться на отсутствии ясности в репутации ученых, их научных достижениях и вкладе в научное сообщество.
В свою очередь это может отразиться на политических решениях и стратегиях, так как политики, стремящиеся удовлетворить потребности и ожидания граждан, могут быть вынуждены учитывать это недоверие при формировании политик, связанных с наукой и технологиями. Таким образом, для укрепления доверия к науке и ученым необходимо работать над прозрачностью, открытостью и образованием, чтобы обеспечить возможность общественности делать обоснованные суждения о научных утверждениях и их авторах.
Как отличить науку от лженауки
Именитость авторов при оценке их научных работ I
Именитость авторов при оценке их научных работ II
Научпоп: мост между наукой и обществом
Научный метод
Методология науки